Привет

Мифология гуарани


    Тема мифических существ актуальна в Парагвае по сегодняшний день. В основном про них рассказывают маленьким детям для того, чтобы они слушались старших, вовремя ложились спать и приходили домой без опозданий. Сразу хочется сказать, что язык гуарани относительно недавно обрёл письменность. Веками гуарани передавали свои верования и знания из уст в уста. Поэтому рассказы о мифических существах могут отличаться в каждом городе, поселении и даже в семьях.
   Одним из мифических существ является Помберо. В интернете он описывается как существо, похожее на индейца, которое бодрствует ночью и зачастую сидит на дереве манго и бросает его плоды в тех, кто ему не угоден или кто его боится. Однако, мне рассказывали то, что это существо похожее на индейца, который живёт в лесах и бодрствует ночью. Если произнести его имя три раза на языке гуарани (Караи Пыхаре «ночной лорд»), то он появится и убьёт вас. Ни в коем случае, даже ради шутки, не произносите его имя при жителях деревень. Они искренне верят в его существование и очень разозлятся на вас и, возможно, побьют за вашу шутку. Считается, чтобы Помберо не тронул вас, вам необходимо задобрить его. Положите сигареты и алкоголь в печь Татакуа, и он вас помилует.

   Религией Гуарани был политеистический (многобожный) анимизм (вера в души и духов) с ярко выраженным почитанием предков. И, несмотря на появление католичества, индейцы продолжали верить в существование богов, явления природы и монстров. Существует легенда о Керане, Тау и их сыновьях: «Прекрасная Керана была захвачена духом зла Тау. У них родилось семь сыновей, которые были прокляты богиней Луны Арасы. Все сыновья, кроме одного, были рождены монстрами. Их звали Тейю Ягуа, Мбуи Туи, Моньаи, Джасы Ятере, Курупи,  Ао-Ао, Луисон

1)   Тейю Ягуа (большое животное) — первый сын Кераны и Тау.
Внешность: огромная ящерица с семью собачьими головами и с глазами извергающими огонь. Другая версия предания гласит, что Тейю Ягуа имел только одну гигантскую голову как у собаки. Но все версии сходятся в одном – ему с трудом удавалось поворачивать голову/головы и передвигаться в целом. Его кожа начинает сверкать после того, как он оботрется о золото и драгоценные камни в местности Итапе.
Он является повелителем пещер и защитником спрятанных сокровищ. Он спокойный, безвредный и питается фруктами, но, тем не менее, его боятся из-за его огненного взгляда. Считается, что его брат Джасы Ятере приносит ему его любимую еду - мёд.

2)   Мбуи Туи (змей-попугай) — второй сын пары.
Внешность: Мбуи Туи имеет тело гигантского змея, покрытое чешуёй и огромную голову попугая. Также у него красный, раздвоенный язык цвета крови. Его безобразный вид страшит каждого.
Он считается защитником водных животных и влажных/затопленных земель. Мбуи Туи патрулирует болота и защищает жизнь амфибий. Он наслаждается влажной средой. Он издаёт невообразимо мощные и ужасно пронзительные крики, которые можно услышать издалека, и которые вселяют ужас в каждого, кто их услышит.

3)   Монаи (господин воздуха) — третий сын Тау и Кераны.
Внешность: у Монаи имеются два прямых, цветных рога на голове.
Его владения это открытые пространства и поля. Он умеет залезать на деревья с легкостью спускаться вниз. Монаи охотится на птиц с помощью гипнотической силы своих антенн-рогов. Существует легенда, которая гласит: Монаи любил воровать и прятать продукты в своей пещере, и из-за этого в деревнях произошёл большой раздор среди людей. Все обвиняли друг друга в грабежах и таинственных исчезновениях их имущества. Горожане объединились, чтобы положить конец поступкам Монаи и его братьев. Прекрасная Порася вызвалась сама выполнить эту миссию. Она убедила Монаи, что влюблена в него. Но прежде, чем они отпразднуют свою свадьбу, она желает встретиться с его братьями. Монаи оставил её под присмотром Тейю Ягуа и ушёл искать остальных своих братьев: Мбои Туи, Джасы Ятере, Курупи, Луисона и Ао Ао. Когда он, наконец, собрал их всех, начались свадебные обряды. Братья поочередно обменялись тостами с щедрыми порциями горячительных напитков и быстро напились. В этот момент Пораси попыталась сбежать из пещеры, вход в которую был закрыт огромным камнем. Монаи помешал ей сбежать и бросил её обратно в глубь пещеры. Пораси закричала, чтобы предупредить об опасности людей, которые ожидали снаружи. Она приказала людям сжечь пещеру, несмотря на то, что она сама находилась в ней. Сожжение пещеры с братьями и Пораси разрушило проклятие потомков Тау и Кераны. За то, что Пораси пожертвовала своей жизнью, боги подняли её душу и превратили в небольшую и яркую световую точку. С тех самых пор дух Пораси стал сиянием утренней зари.

4)   Джасы Ятере (маленький кусочек Луны) — имя важной фигуры в мифологии гуарани. Четвёртый из семи проклятых детей Тау и Кераны. Джасы Ятере является одним из наиболее упоминаемых божеств среди говорящих на языке гуарани культур Южной Америки, особенно в Парагвае.
Внешность: выделяется среди своих братьев тем, что он не совсем уж монстр. Он обычно описывается как невысокий человек или даже ребенок, со светлыми, блондинистыми волосами и иногда голубыми глазами. Он обладает добрым внешним видом и носит с собой волшебный посох.
В гуарани (и вообще Латиноамериканской) мифологии, за Джасы Ятере закрепилось значение защитника плантаций и вечнозеленого дерева падуба парагвайского, из которого готовят популярный напиток йерба мате. Как и остальные его братья, он обитает в лесной чаще, покровительствуя росту деревьев падуба. Иногда он также рассматривается в роли защитника спрятанных сокровищ. Также Джасы Ятере считается повелителем сиесты -  традиционного полуденного сна, принятого во многих латиноамериканских культурах. Говорят, что сила Джасы Ятере находится в его магическом посохе, который он всегда носит с собой. И если кто-нибудь отберёт у него посох, Джасы Ятере падает и плачет, как маленький ребенок. В этом случае можно попросить у него сокровища, которые он защищает, в обмен на посох.
Многие мифы гуарани имеют несколько версий о Джасы Ятере. Считается что он покидает лес и бродит по деревням в поисках детей, которые не дремлют во время их сиесты. Он может заманить детей в лес своим свистом. Или же, любой, кто посмотрит на его посох, впадает в транс и беспрекословно подчиняется ему. Что происходит с такими очарованными детьми, зависит от того, какая версия истории рассказана. В одной из версий сказаний Джасы Ятере считается другом непослушных детей. Он уводит их в укромные места в лесу, чтобы поиграть и накормить их мёдом и фруктами. В конце сиесты, когда все устали, Джасы Ятере дарит детям волшебный поцелуй, который переносит их обратно в их кровати без воспоминаний об этом опыте. Большинство версий этой истории менее приятны. Обычно Джасы Ятере ворует детей и приносит их своему брату Ао-Ао, людоедскому существу, которое питается их плотью. Еще более ужасные истории говорят о том, что Джасы Ятере забирает очарованных детей к себе в пещеру, где он выкалывает им глаза и заключает их в тюрьму на длительное время, кормя их фруктами и ягодами, пока они не станут дикими как животные. Все эти версии мифа имеют своей целью напугать детей, чтобы те стали более послушными и вздремнули во время их сиесты. Не только гуарани рассказывают такие истории своим детям, но и парагвайские родители тоже. Они предупреждают своих детей, чтобы те не бродили в одиночестве во время сиесты, чтобы не быть похищенными Джасы Ятере.

5)   Курупи
Внешность: похож на другого, более популярного персонажа из мифологии гуарани, Помберо. Говорят, что подобно Помберо, Курупи невысок, уродлив и волосат. Однако, наиболее отличительная черта Курупи - огромный пенис, который несколько раз обвивается вокруг его талии, как пояс.
Он строит свой дом в диких лесах и считается лордом лесов и защитником диких животных. Благодаря этой особенности гуарани почитали его как духа плодородия. Курупи часто обвиняют в неожиданной или нежелательной беременности. Говорят, что его пенис «хищный» и из-за его длины он может просовывать его через двери, окна или другие отверстия в доме и осеменять спящую женщину, даже не заходя в дом. Курупи был отговоркой на нежданную беременность одиноких женщин. Порой Курупи обвиняют в исчезновении молодых женщин.  Он якобы прячет их в своем доме в лесу, чтобы удовлетворить свои либидозные желания.

6)   Ао-Ао
Внешность: часто описывают как ненасытное кабанообразное существо с массивным набором клыков. В качестве альтернативы, он также описывается как большой плотоядный кабан. Он наполовину человек по рождению, но внешне не похож на человека.
Его название происходит от звука, который он издает, преследуя своих жертв. Говорят, что первоначальный Ао-Ао обладает глубокими репродуктивными способностями и поэтому иногда определяется как дух плодородия гуарани. Ао-Ао породил много потомков, которые тоже были прокляты. Люди являются единственным источником пищи у Ао-Ао. Согласно большинству версий мифа, Ао-Ао, увидев жертву, преследует её на любом расстоянии и по любой местности до тех пор, пока не догонит и не съест её. Например, если человек пытается сбежать, взобравшись на дерево, Ао-Ао будет кружить вокруг дерева, непрерывно воя, а затем начнёт копать корни, пока дерево не упадет. На самом деле, согласно мифу, единственный способ успешно сбежать от Ао-Ао - залезть на пальму. Пальма содержит некую неизвестную силу против Ао-Ао, и, если его предполагаемая жертва все же взобралась на неё, существо в поражении уйдет от него в поисках другого приема пищи. В некоторых версиях мифа Ао-Ао съедал непослушных детей, которых привел к нему его брат Джасы Ятере.

7)   Луисон - это имя чудовищного существа из мифологии гуарани. Имя Луисон используется в Аргентине и Уругвае для описания оборотня или подобного существа, которое само по себе является разновидностью бразильского названия оборотня Lobisomem, более буквально человека-волка. В первоначальной версии мифа Луисон был седьмым и последним ребенком Тау и Кераны и, таким образом, был самым проклятым из всех.
Внешность: у него смутная человеческая внешность, и он чрезвычайно уродлив, даже ужасен. У Луисона длинные грязные волосы, которые покрывают большую часть его тела. Бледные и болезненно выглядящие кожа и глаза, источающие постоянный зловонный запах смерти и гниения. Его внешность настолько пугающая и отвратительная, что его простое присутствие вселит ужас в любого несчастного, способного встретить зверя.
Луисон является повелителем ночи и связан со смертью. Его среда обитания - исключительно кладбища, могилы или другие места, связанные с понятием смерти, а его единственным источником пищи является мертвая и гниющая плоть. В некоторых версиях Луисон появляется только в понедельник, среду и пятницу вечером. С прибытием европейских поселенцев в Южную Америку появились мифы и легенды, не принадлежащие народу гуарани. Со временем миф о Луисоне постепенно начал смешиваться с легендой об оборотне, и Луисон начал терять многие ассоциации со смертью. Описание Луисона изменилось на описание наполовину человека, наполовину собаки, и теперь имеет много общего с историей классического оборотня. Современные сказки рассказывают о Луисоне, который охотится при свете луны, больше не ограничивается кладбищами и может охотиться на живых жертв ради еды. Порой считают, что проклятие Луисона может передаваться другим жертвам посредством укуса, подобно проклятию оборотня. В Парагвае считается, если в семье из шести сыновей рождается седьмой сын, то он непременно будет оборотень.

     В городе Капиата открыт музей Рамона Элиаса, где представлены экспонаты самых известных парагвайских легенд. Однако, нам посчастливилось увидеть данные скульптуры, не выезжая из центра Асунсьона. Музей сам приехал к нам ☺️ В июле 2019 мы посетили выставку "Los 7 monstruos guarani" (7 монстров гуарани) в музее Museo de Arte Sacro. (смотреть).
Обновлено 23.07.2019

Комментариев нет:

Отправить комментарий